Алкоголь, мясо и фастфуд. И что общего у них с Новым Маркетингом?

Что общего между светлыми идеями, которые я давно проповедую, и индустрией алкоголя, мясопереработки, фастфуда, а также кондитеркой на белом сахаре, хлебом на дрожжах и национальным ритейлом, для которых мы делаем стратегические воркшопы последние 5 месяцев?

Мы работаем не с индустрией, а с живыми людьми, из которых состоит она состоит. Я с каждым разом поражаюсь чистоте намерений, уникальным способностям и талантам этих людей. Сотни, с которым я познакомился на мастерских deepUp, встают утром с желанием делать что-то хорошее для мира, со смыслом проживать свою жизнь. Но, заглянув в телефон или зайдя в офис, каждый из них становится частью системы, а Система эта режет животных, варит алкоголь, печет хлеб из белой муки на термофильных дрожжах, пакуют это все в тысячи тонн пластика, добавляет химию во все перечисленное, чтобы продлить срок хранения, потому что на них давят закупщики сетей, задача которых снизить цену.

Еще раз, и это предельно важно: люди сами по себе прекрасны и живут с добрыми намерениями, но, организованные в Систему, делают то, что делают. Потому что таковы ценности и видение Системы. И они определяют правила, по которым она работает. Люди страдают, потому что их внутренние ценности и видение не совпадают с ценностями и видением Системы. Мы наблюдаем разрыв: свет, исходящий от людей, когда мы работаем со стратегией в открытых творческих индивидуальных или групповых процессах, и результат работы этих же людей, когда они объединяются обратно в Систему на ее правилах.

Как понять Систему? Что делать с Системой?

“Понять систему можно только изменив ее.” Курт Левин. “Изменить систему можно только трансформировав сознание ее участников. Трансформировать сознание можно только через создание условий, где система увидит и почувствует себя со стороны.” Отто Шармер

Старые привычки, модели, установки из старого мира, который находился совсем в другом состоянии, они до сих пор владеют нами. Привычка искать зло в других, привычка видеть во всем иерархию, видеть кого-то одного как источник наших бед. Массоны, Римский Клуб, Аль-Каида, Трамп, ВВП − я постоянно слышу вокруг, что это от них все проблемы города, страны, мира.

Неудобная и поэтому страшная правда − источник бед в нас самих. В том, что мы, собираясь вместе, делаем не то, что хотим глубоко внутри. А так как на себя ответственность брать трудно и даже больно, то приходится по привычке искать козла отпущения. Корень источника − ум человека. Страх и гнев толкают нас на поступки, которые переплетаясь в огромный клубок, создают Систему. И мы в ней живем. Я не призываю жить без страха и гнева, я только говорю, что можно осознать страх и гнев и отделить их от своих решений.

Привычки построены в основном на страхе и неуверенности − от мелочей до фундамента общества. Я пишу эти строки в самолете, вылетевшим из Абакана, наблюдаю сверху прямоугольные поселки Хакасии и Кемеровской области, где на 6 сотках стена к стене стоят огромные дома. Почему 6 соток, почему не гектар? Почему все прямоугольное? Кто-то видел в природе прямую линию? 10 минут спустя начинается бесконечное пустое пространство, предгорье Саян, переплетенное невероятной красоты реками и озерами, где почти не видно следов человека, а люди тем временем живут в спичечных коробках, готовые от страха вспыхнуть гневом и сжечь любого, заодно и себя.

− Можно мне пол бутылки воды? − спрашиваю я симпатичную бортпроводницу Аэрофлота.
− Нет, по правилам я не могу вам дать бутылку. Я буду наливать вам в стаканчик. Этот заберу и принесу новый!

Они боятся дать мне бутылку, они будут расходовать стаканчики. А она боится нарушить правила.

Страх. Что с ним делать? Ничего! Просто наблюдать. Начинать с себя, с того, на что мы направляем свое внимание. Наблюдая страх, признавая его, мы можем управлять состоянием. Только так мы можем изменить Систему.

Если смотреть снаружи, то мы делаем маркетинг. Делаем его так круто, что всегда есть результат роста для бизнеса. Я горжусь тем, что мы делаем. Но внутри мы работаем с сознанием − мы помогаем увидеть букет ненужных, неактуальных привычек, установок, которые усложняют и портят жизнь людям и окружающему их живому пространству. Многие участники отмечают раскрытие сознания, показывая ладонями такой расширяющийся жест вокруг головы. Говоря языком Хакасии, откуда я вылетел, мы не тренеры − мы шаманы пространства, где новое становится возможным.

Is marketing really dead? Действительно ли умер старый маркетинг? Это я задаю вопрос сильному человеку − директору одного из крупнейших мировых рекламных агентств. Нет, он не умер. Он еще долго будет в конвульсиях доставать нас своим аморальным подходом, потому что вошел в глубокую (вредную) привычку. Стал частью Системы. Старый маркетинг − циничная манипуляция страхом. В том числе страхом самого маркетолога перед жизнью, и как следствие потребностью защитить себя внутри Системы деньгами и властью. Страхом потребителя, который покупает еще и еще, чтобы страх заглушить, компенсировать.

Тогда что такое Новый маркетинг? Это система прозрачного обмена ценностями, построенная на
— эмпатии − осознании, чувствовании покупателя, клиента
— на ценностях − осознании своих уникальных сильных сторон как одного человека, так и организации
— осознание контекста, в котором мы живем, локального и планетарного
— мораль и этика, профессионализм в выражения этих ценностей в рамках этого контекста через эстетически красивый бренд и коммуникацию

Это не утопия. Мы создаем креативные пространства, где самые ярые скептики (им сначала не нравится мой шарф) через 2-3 дня отражают большую ценность расширения своего сознания. Результат всегда − улучшение бизнес показателей и украшение яркими цветами жизни каждого.

Да, мы работаем с тем, что в моем кругу воспринимается как жесть − индустрии как Система, ответственные за многие беды цивилизации. Это наш осознанный выбор − дать людям, которые круто делают свое дело, возможность их осознанного выбора и инструменты трансформации их же силами. Постепенного, пускай медленного, но изменения в сторону Нового маркетинга и, как следствие, в устойчивую взаимообогощающую систему, которая встроится, наконец, в естественный природный ритм, а также ритм человека и его почти неизведанный внутренний мир.

Обсуждение на FB 


You cannot understand a system until you try to change it. Kurt Lewin
You cannot change a system unless you transform consciousness. You cannot transform consciousness unless you make the system sense and see itself. Otto Scharmer
Marketing is dead. Saatchi & Saatchi, Kevin Roberts