Клиентоориентированность − новая (долгожданная) реальность

Клиентоориентированность − это философия и культура бизнеса, в которую по нашему наблюдению, движется все больше компаний. Это когда удовлетворение клиента, а часто сотрудников и (даже!) посредников, становится приоритетом, а прибыль − следствием того, что все, довольные, хорошо делают свою работу.
Другая философия − значит там другое видение происходящего, другой язык, другие процессы. Люди не ресурс (поэтому “HR” немного дисгармонирует), другие бренды категории не враги (поэтому слово “конкуренты” тоже как бы не в тему), клиенты и сотрудники не бездушная добыча (“хантер”, “воронка”.. ну вы понимаете…). Честно, мы постепенно меняем привычку, еще не создали до конца новый язык. Кстати, ищем замену слову “стратегия”, так как это тоже сильно военный термин.

Откуда это наблюдение? Клиенты просят по-другому, а мы помогаем, поэтому и знаем об этом. Я уже говорил, что один из последних проектов начался с того, что CEO говорит: “Андрей, мне нужна стратегия, но важно, чтобы люди реально были вовлечены, ну и деньги, конечно..” Я уточняю: “Вовлечены впереди денег?” Он, вижу, что с трудом, но кивает. Очень смело для человека с бизнесом в 2 млрд евро, который подчиняется Европе, где требуют прежде всего деньги.

Если движутся куда-то, то есть откуда двигаться. Из продукто-ориентированности. То есть в центре бизнеса был продукт/услуга и задача для всех найти способ это продать с максимальной выгодой. Не важно, какие последствия, не важно, кто как себя чувствует, главное − результат в хардовых единицах − деньгах, процентах доли рынка, котировках. Так вот эта модель эта себя исчерпала. К слову, именно эта продукто-ориентированная логика привела планету на грань социальной и экологической катастрофы, где сотни миллионов людей (кто-то говорит, больше 2 миллиардов) живут на грани выживания, где гибнут или нарушены колоссальные по размеру эко-системы, и все это в угоду снижения затрат любой ценой в экономике, живущей по правилам соревнования, по правилам желтых ценников.

Я бы сказал, что в эпоху Яндекс.Такси, когда даже меня как клиента тоже оценивают, уже нельзя строить бизнес по-старому. Вопрос: как строить по-новому?

Нам есть, чем поделиться. Из чего это складывается, что работает, что нет. Может ли соседствовать строгая военная культура с жестким подчинением, зарабатывание денег любой ценой и клиентоориентированность? И да, были фейлы, мы же не святые. В каком формате делиться? Помогите понять.