Не застрять в сетях

Российская Газета, 4 октября 2016 г

Это моя первая статья, опубликованная в печатном издании. Там есть несколько “не моих” фраз, но в целом мысль сохранена.

Сегодня школа и вуз соревнуются на невиданном ранее конкурентном поле за внимание ученика и его вовлеченность в образовательный процесс.

Соревнуются с масштабными по своей информационной емкости социальными сетями, системами online-образования, компьютерными играми, которые часто являются примером развитого искусственного интеллекта. Можно по-разному относиться к каждому из этих сравнительно новых явлений, но очевидный факт налицо — они существуют, играют в жизни школьников и студентов огромную роль, а традиционные образовательные системы, в прошлом основа развития сознания общества, более не могут позволить себе не обращать на это внимания.

Возможности образования с помощью новых технологий — это безусловный тренд в современном мире, который способствует развитию не только технологическому, но и экономическому. Так, например, онлайн образование моментально стало популярным, а рынок онлайн обучения привлек множество инвесторов. Совокупные инвестиции в эти ресурсы по всему миру превысили 300 миллионов долларов. Текущий объем мирового рынка онлайн-образования оценивается в более чем 40 миллиардов долларов. По прогнозу, в 2016 году эта цифра превысит 50 миллиардов долларов.

Все три современных явления — социальные сети, сетевые образовательные системы и игры — построены на принципах свободного доступа и свободного выражения себя. И даже если авторитарно можно заставить человека усвоить какие-то знания, то невозможно так воспитать нравственность. Поэтому свобода выражения себя является одним из необходимых элементов нового подхода к образованию. Таким образом, ключ к восприятию этим человеком нового знания — это пространство для выражения своего мнения, а также способность учителя услышать это мнение.

Однако существует аспект образования, с которым соцсети, образовательные системы и игры никогда не смогут конкурировать, — это живое общение людей. Эффект воздействия одного человека на другого ничто искусственно созданное никогда не сможет повторить или заменить.

Любая работа, построенная на взаимодействии с другим человеком, позволит усвоить информацию лучше, чем несколько раз прослушанное и перечитанное.

Наконец, остановимся на общении Ученика и Учителя. Да, оба слова с большой буквы, так как это исключительно важные понятия. Именно через глубокое внимание друг к другу, через искреннее желание не только слушать, но и слышать происходит передача таких понятий, как доброта, любовь, забота. Это ровно те слова, которые сейчас звучат из уст нового министра образования и науки Ольги Васильевой. Она также говорит о важности милосердия, сострадания, трудолюбия на пути воспитания личности. Мы стремимся к тому, чтобы единое образовательное пространство, к созданию которого призывает Ольга Васильева, было действительно конкурентоспособным на описанном поле игры за внимание ученика.

Важно отметить, что благодаря внедрению новых образовательных технологий мы сможем участвовать в глобальной конкуренции не только за развитие знаний, но и за развитие экономики. Человек, образованный в соответствии с современным технологическим развитием, становится активным участником экономической жизни, создает инновации, новые предприятия, чем приумножает экономический потенциал своей страны.

PDF версия разворота газеты